В Петербурге нелегальные маршруточники устраивают разборки с официальными перевозчиками. Когда в ход идет уже огнестрельное оружие, можно не обойтись без жертв. Регулярные рейды пока не избавили город от нарушителей. Эксперты считают, что пора менять законодательство.

Разборки между маршруточниками в Петербурге приобретают серьезные масштабы. И если обстрелы транспорта можно было списать на хулиганство или неадекватные реакции, то случай на маршруте К-441 стал откровенной борьбой конкурентов. В минувшие выходные транспорт "Леноблпассажиравтотранса", курсирующий между Петербургом и поселком Юкки, блокировали люди с огнестрельным оружием. Нелегалы оттеснили официальных перевозчиков и на их место поставили свой транспорт. Все это продолжалось до шести часов вечера, пока в ситуацию не вмешались правоохранительные органы. Сейчас этим делом занимается полиция, а компания возобновила работу под охраной.

Однако с начала года это уже не первый случай, когда из-за разборок перевозчиков могут пострадать пассажиры. В начале марта неизвестные обстреляли автобусы в Московском районе, ранее аналогичные случаи произошли в Красносельском и Кировском районах. По данным Петербургского бюро транспортной информации, чаще всего такие нападения происходят в Автово, в районе проспектов Ветеранов и Просвещения, а также на маршрутах, курсирующих между Петербургом и Ленобластью. В организации даже составили карту обстрелов маршруток.

В комитете по транспорту такие нападения не комментируют, отмечая, что это уже сфера правоохранительных органов. "Эти нарушения все-таки попадают под уголовную ответственность. И задача ГУ МВД сейчас разобраться и дать правовую оценку происходящему, а для полиции уже неважно, нелегальный перевозчик совершил обстрел или кто-то просто мимо проезжал", — заметили в комитете. Однако в Смольном за ситуацией следят и делают все возможное, чтобы избавить город от нелегальных перевозчиков. Комитет по транспорту проводит еженедельные рейды, в рамках которых удается обнаружить не только тех, кто незаконно занимается  перевозками, но и нарушения у официальных компаний. "Официальные перевозчики, например, могут поставить на маршрут машину старше 2002 года, хотя в договоре у них прописано обратное. Что же касается нелегальных перевозчиков, то им грозит штраф и лишение транспортного средства сроком до двух месяцев", — пояснили в комитете.

В городе сегодня официально зарегистрировано 16 компаний-перевозчиков. Найти нелегалов не составляет особого труда, так как в основном они работают на самых востребованных маршрутах. Однако сказать, сколько сейчас незаконных дублирующих маршрутов, никто точно не может. "Если перевозчик работает нелегально, то это вовсе не означает, что у него две-три разбитые "Газели". В его автопарке может быть 30 автобусов, и все они могут быть вполне новые. И если сегодня у такой компании обнаружили два-три транспортных средства, то завтра уже на другой маршрут выйдут остальные. Такие компании часто меняют свои названия. Сегодня это, например, "Царскосельская транспортная компания", а завтра "Пассажирские перевозчики", поэтому сказать точно, сколько их, очень сложно", — добавили в комитете.

В Смольном заверяют, что уход транспортной компании в нелегальную сферу сегодня вовсе не вынужденная мера. Все возможности для официальной работы есть, однако сами перевозчики предпочитают выходить на рынок на незаконных основаниях. "Это просто другая экономика, другой бизнес. Такой владелец маршруток не платит налоги, он не тратит деньги на необходимую инфраструктуру, например, проведение регулярного техосмотра транспорта, медицинского осмотра водителей. Отсутствие всего этого может привести к серьезным последствиям – ДТП и пострадавшие пассажиры", — заключили в комитете.

Если конкуренция приводит к разборкам в духе 90-х, то, может, стоит избавиться от нее вовсе, рассуждают горожане. Были же времена, когда весь транспорт был городским, и никто тогда автобусы не обстреливал. С этой позицией не согласна представитель Петербургского бюро транспортной информации Евгения Титова. Даже в таких условиях найдутся люди, которые попытаются заработать, считает она. Для того, чтобы вытеснить нелегалов, необходимы контроль и ужесточение законодательства. С первым сегодня проблем нет. "Комитет по транспорту активно ведет борьбу. Регулярно проводятся рейды. Сами официальные перевозчики активно участвуют в выявлении нелегалов. Они записывают номера транспорта, сообщают в комитет, и, нужно заметить, чиновники на это сразу же реагируют", — рассказала Титова. Однако полностью решить проблему не дает как раз законодательство.

Низкие штрафы позволяют тем, кто работает незаконно, зарабатывать в этой сфере. "Физическое лицо, выполняющее перевозки без лицензии, может быть оштрафовано на тысячу рублей, юридическое – на 30 тысяч рублей. За полдня маршруточник может отбить эту сумму, и заплатив один раз в месяц этот штраф,  продолжит ездить целый месяц и зарабатывать деньги. Кроме того, он не несет никакой ответственности. У официального перевозчика есть страховка, он может возместить ущерб, в случае с нелегалом это сделать невозможно. Так, в ноябре прошлого года произошла авария с участием маршрутки, которая дублировала официальный рейс. Водитель, опасаясь уголовной ответственности, просто скрылся с места ДТП. У него не было ни маршрутного листа, ни разрешения на перевозку, и предъявить претензии пассажирам в данном случае было просто некому", — заключил эксперт.